|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Автор: Пономарева Е.В., учитель географии и экологии МОУЛ «ВУВК имени А.П. Киселева»
«Экологический лагерь как форма исследовательской деятельности учащихся»
Цель организации экологического лагеря: формирование экологической культуры подростков в условиях профильного экологического лагеря, организовать содержательный досуг и здоровый отдых учащихся во время школьных летних каникул. Задачи: 1. Формирование активной позиции подростков в решении экологических проблем; 2. Включение учащихся в практико-ориентированную творческую деятельность, расширение и углубление знаний о хозяйственной деятельности человека и влиянии ее на природу; 3.Развитие исследовательских умений и навыков. Наш школьный экологический лагерь «Зеленый остров» был создан еще в 2001 году. Состоял в основном из учащихся 10 профильного естественно-научного класса. Экологический лагерь «Зеленый остров» был организован на территории базы «Веневитиново» Воронежского государственного университета, которая находится в 22 км от города. Она располагается в заповедной зоне «Усманский бор» и представляет собой частично базу отдыха, частично- научный комплекс. Подготовку к работе лагеря мы ведем в течение учебного года: изучаем научную литературу, приборы и методики исследований, разрабатываем программы исследований, маршруты (протяженность, время работы, точки наблюдения), проводим инструктаж по технике безопасности. Заранее ребята знакомятся с планом работы лагеря и режимом (подъем, отбой, выход на маршруты, время для камеральной обработки материалов, свободное время, досуг и т.д.). Сами полевые работы проводятся в условиях экологического лагеря. В 2008 году ребята заезжали в лагерь на 14 дней (вторая половина июня). Подготовку к работе лагеря ведется заранее в течение учебного года: изучаем научную литературу, приборы и методики исследований, разрабатываем программы исследований, маршруты (протяженность, время работы, точки наблюдения), проводим инструктаж по технике безопасности. Заранее ребята знакомятся с планом работы лагеря и режимом (подъем, отбой, выход на маршруты, время для камеральной обработки материалов, свободное время, досуг и т.д.). Сами полевые работы проводятся в условиях экологического лагеря. Цель полевого практикума: геологическое, географическое, биологическое, экологическое изучение компонентов среды, в пределах заповедной зоны, а также влияние техногенной нагрузки на экосистемы. В процессе практики выполняются следующие виды работ: маршрутное обследование территории; картирование местности; изучение эколого-геодинамических процессов, изучение фильтрационных характеристик приповерхностных отложений; описание почвенных разрезов; изучение качества воды методом биоиндикации; тератологическая съемка; химический анализ поверхностных, родниковых и подземных вод; метеонаблюдения; изучение техногенной нагрузки. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что полевые исследования целесообразно проводить небольшими группами учащихся (5-7 человек). Каждая группа должна иметь свое задание, план работы. Обращайте внимание ребят на бережное отношение к природным объектам, чтобы в процессе своих исследований и по их окончание, все сохранилось в первозданном виде. Учащиеся в процессе своей деятельности должны не только познакомиться с природными объектами, изучить их, понять их роль в природе, зависимость отдельных компонентов и процессов и особенно насколько может человек повлиять и изменить их, как важно бережно относится к природе. В таблице 1 представлен перечень видов работ выполненных участниками экологического лагеря «Зеленый остров – 2008» в рамках полевого практикума. Экологический лагерь позволяет ребятам не только расширить представление о науке экология, биология, география, геология, не только подкрепить на практике свои знания и умения в данных областях знаний, но и помогает в профориентации. Каждый ребенок понимает свою значимость и ответственность за конечный результат своей деятельности. Общие цели сплачивают ребят в общий коллектив. Прибавьте к этому прекрасную природу, спортивные занятия, экскурсии, плавание, тренинги, ролевые игры, походы – все это помогает формировать личность ребенка, его мировоззрение. |
© alenaponomareowa
|