Автор: Пономарева Е.В., учитель географии и экологии

МОУЛ «ВУВК имени А.П. Киселева»

 

«Экологический лагерь как форма

исследовательской деятельности учащихся»

 

Цель организации экологического лагеря: формирование экологической культуры подростков в условиях профильного экологического лагеря, организовать содержательный досуг и здоровый отдых учащихся во время школьных летних каникул.

Задачи:

 1. Формирование активной позиции подростков в решении экологических проблем;

2. Включение учащихся в практико-ориентированную творческую деятельность, расширение и углубление знаний о хозяйственной деятельности человека и влиянии ее на природу;

3.Развитие исследовательских умений и навыков.

Наш школьный экологический лагерь «Зеленый остров» был создан еще в 2001 году. Состоял в основном из учащихся 10 профильного естественно-научного класса. Экологический лагерь «Зеленый остров» был организован на территории базы «Веневитиново» Воронежского государственного университета, которая находится в 22 км от города. Она располагается в заповедной зоне «Усманский бор» и представляет собой частично базу отдыха, частично- научный комплекс. Подготовку к работе лагеря мы ведем в течение учебного года: изучаем научную литературу, приборы и методики исследований, разрабатываем программы исследований, маршруты (протяженность, время работы, точки наблюдения), проводим инструктаж по технике безопасности.  Заранее ребята  знакомятся  с планом работы лагеря и режимом (подъем, отбой, выход на маршруты, время для  камеральной обработки материалов, свободное время, досуг и т.д.). Сами полевые работы проводятся в условиях экологического лагеря.   В 2008 году ребята заезжали в лагерь на 14 дней (вторая половина июня).

    Подготовку к работе лагеря  ведется заранее в течение учебного года: изучаем научную литературу, приборы и методики исследований, разрабатываем программы исследований, маршруты (протяженность, время работы, точки наблюдения), проводим инструктаж по технике безопасности.  Заранее ребята  знакомятся  с планом работы лагеря и режимом (подъем, отбой, выход на маршруты, время для  камеральной обработки материалов, свободное время, досуг и т.д.). Сами полевые работы проводятся в условиях экологического лагеря.

Цель полевого практикума: геологическое, географическое, биологическое, экологическое изучение компонентов среды,  в пределах заповедной зоны, а также влияние техногенной нагрузки на экосистемы.

   В процессе практики  выполняются следующие виды работ: маршрутное обследование территории; картирование местности; изучение эколого-геодинамических процессов, изучение фильтрационных характеристик приповерхностных отложений; описание почвенных разрезов; изучение качества воды методом биоиндикации;  тератологическая съемка; химический анализ поверхностных, родниковых и подземных вод; метеонаблюдения;

 изучение  техногенной нагрузки.  Хотелось бы обратить особое внимание на то, что полевые исследования целесообразно проводить небольшими группами учащихся (5-7 человек).  Каждая группа должна иметь свое задание, план работы.  Обращайте внимание ребят на бережное отношение к природным объектам, чтобы в процессе своих исследований и по их окончание, все сохранилось в первозданном виде. Учащиеся в процессе своей деятельности должны не только познакомиться с природными объектами, изучить их, понять их роль в природе, зависимость отдельных компонентов и процессов и особенно насколько может человек повлиять и изменить их, как важно бережно относится к природе. В таблице 1 представлен перечень видов работ выполненных участниками экологического лагеря «Зеленый остров – 2008» в рамках полевого практикума. Экологический лагерь     позволяет ребятам не только расширить представление о науке экология, биология, география, геология, не только подкрепить на практике свои знания и умения в данных областях знаний, но и помогает в профориентации. Каждый ребенок понимает свою значимость и ответственность за конечный результат своей деятельности. Общие цели сплачивают ребят в общий коллектив. Прибавьте к этому прекрасную природу, спортивные занятия, экскурсии, плавание, тренинги, ролевые игры, походы – все это помогает формировать личность ребенка, его мировоззрение.

© alenaponomareowa

 

Дни

Виды работ

Содержание

Количество

часов

Примечание

1

Экскурсия по маршруту 1 «Болотные массивы Усманского бора»

1.Выполнение физико-географических, геоботанических, зоологических описаний.

2.Составление картосхем маршрута, ориентирование на местности.

3. Забор проб воды

4.Камеральная обработка материалов

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

По маршруту отметки делаются в полевые дневники, а затем обрабатывается материал

 

2

Самостоятельная работа учащихся по группам

1.Проведение химического анализа отобранных образцов воды

2.Санитарная очистка мест массового отдыха (пляжи, пойма реки Усмань в пределах базы)

3

Проводится под руководством преподавателя

3-4

Маршрут 2

« Изучение почв»

1.Анализ почвенных разрезов.

2.Изучение фильтрационных способностей пород.

 

4

Формирование умений правильного описания почвенных разрезов, работа с прибором спецгео

5-6

Самостоятельная работа

1.Гидродинамические наблюдения скважин в пойме реки Усмань.

2.Камеральная обработка материалов.

в 9,12,16,20ч

Измерение уровня грунтовых вод и составление графиков по результатам наблюдений.

7

Маршрут 3

«Террасы реки Усмань»

1.Физико-географическое, эколого-биологическое описание.

2.Камеральная обработка материалов.

3

Отработка навыков исследовательской работы

8-9

Консультация учащихся на местности

1.Работа по методикам организаций комплексных исследований.

2.Санитарная очистка мест массового отдыха

3

Формирование исследовательских умений во взаимодействии с природными объектами.

10

Маршрут 4 «Геодинамические процессы в пойме реки Усмань»

1.Изучение гидрологических характеристик реки.

2.Изучение эрозионных процессов

3.Забор проб воды

4. Оценка качества воды методом биоиндикации.

5.Камеральная обработка материалов

4

Выявление воздействия человека на эрозионные процессы и экологическое состояние реки.

11-12

Самостоятельная работа на местности

1.Описание техногенной нагрузки.

2.Составление плана местности

 

4

Пешеходная съемка местности

13-14

Итоговый  отчет

Выступление исследовательских групп

3

Представление отчета, схем диаграмм, рисунков и т.д.

Бесплатный хостинг uCoz