Стремительные преобразования в экономической, политической и социальной сферах жизни нашей страны приводят к реформированию российской системы образования. Происходящее в рамках этого процесса изменение требований к современному выпускнику школы диктует необходимость создания таких условий обучения, в которых молодой человек сможет приобрести опыт деятельности, способствующий нахождению технологичных решений возникающих производственных и личных задач. Такое реформирование затрагивает и экологическое образование школьников.

  В современном обществе возрастает потребность в специалистах, обладающих исследовательскими умениями в решении практических задач. В концепции модернизации Российского образования поставлен акцент на  том, что в настоящее время будут востребованы специалисты, умеющие быстро выявлять проблемы, находить способы их решения, самостоятельно осуществлять ответственный выбор, прогнозировать возможные последствия; отличающиеся мобильностью, конструктивностью и ответственностью за судьбу страны. Исследовательская деятельность вообще, и в частности - по экологии, способствует формированию таких качеств личности.

   Старшеклассники, выполняя исследовательскую работу экологической направленности, совершенствуют свои знания, развивают умения, связанные с научным поиском, учатся оценивать экологическую ситуацию в реальных условиях, выявляют причинно-следственные связи экологических явлений и процессов. Такая исследовательская деятельность неизбежно приводит к определению сферы научных интересов, раскрытию способностей школьников в процессе активного познания, то есть способствует формированию опыта исследовательской деятельности старшеклассников.

  Занятие исследовательской деятельностью, в ходе которой заложенные от природы потребности старшеклассников в поиске решения возникающих задач, приобретают характер научного познания действительности, предоставляет значительные возможности, для саморазвития личностного потенциала в процессе приобретения необходимых знаний и умений.   В ходе модернизации образования стало уделяться внимание выявлению и поддержке наиболее одаренных и талантливых детей. В научных обществах учащихся такие дети получают возможность общения со сверстниками, такими же как и они, увлеченными решением современных экологических задач. Осуществление исследовательского поиска, участие старшеклассников в конференциях различного уровня с представлением результатов собственной исследовательской деятельности, способствует реализации школьниками, в том числе и одаренными, личностного потенциала, получению одобрения и поддержки научного сообщества.

  Приобщение способных и талантливых школьников к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для развития, самообразования и профессиональной ориентации учащихся. Организационной структурой управления таким видом учебной деятельности может стать «Научное общество учащихся». Оно имеет несколько секций: химическая, математическая, биологическая и т.д. Каждая секция включает в себя и научно-исследовательские группы, и школьников-исследователей, разрабатывающих индивидуальные проекты. НОУ «Фрегат «Паллады» объединяет   учащихся, которые проявляют повышенный интерес к географии и экологии. Разработана программа, в которой отразили цели и задачи, структуру, направления деятельности.

  Основным направлением было и остается изучение своего родного края – Воронежской области. Цель НОУ: воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения и самореализации.

Задачи НОУ:

-воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

-готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помогать в приобретении дополнительных знаний, умений и навыков в интересующей области;

-развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, применять полученные знания на практике;

-овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

-развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению  и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

-пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

-формировать у школьников целостную картину мира через комплексное изучение своего края;

-развивать интерес   учащихся к познанию своей «Малой Родины» через методы географических исследований.

 Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются: экспериментально-исследовательская работа, проектно-исследовательская работа, аналитико-систематизирующая работа, проблемно-реферативная работа, изобретательско-рационализаторская работа, диагностико-прогностическая.

  Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы учитываются индивидуальные интересы учащегося.   Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются: реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, видеоматериалы, макеты, приборы, проекты и т.д. Результаты научно-исследовательской работы учащихся представляются на школьной научно-практической конференции и на конкурсах и конференциях более высокого уровня.

 НОУ позволяет  углубленно изучать предмет, что позволяет учащимся успешно выступать на предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, смотрах разного уровня.

 

© alenaponomareowa

Бесплатный хостинг uCoz